Вторник, 24.06.2025, 09:14
Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ ДО ДЮСШ "Нелидово"
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Форма входа
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Тверской области институт усовершенствования учителей

 

 

 

 

 

ТЕМА ПРОЕКТА

 

 

 

Духовно-нравственный аспект деятельности ДЮСШ

 

 

 

                                                   Авторы:

                                                                  Елисеева Г.П. МБОУ ДОД ДЮСШ г. Удомля

                                                                  Кожевникова Н.Е. МБОУ ДОД ДЮСШ г. Нелидово

                                                                  Будкина Н.В. МБОУ ДОД ДЮСШ г.Удомля

                                                                  Смирнова Н.В. МБОУ ДОД ДЮСШ г. Нелидово

                                                                  Чупина Н.А. МБОУ ДОД ДЮСШ г. Удомля

                                                                   Кутузов А.А. МБОУ ДОД ДЮСШ г. Удомля

                                                                   Торопов Н.Н. МБОУ ДОД ДЮСШ г. Удомля

                                                                   Овсянников И.О. МОУ ДОД ТР ДЮСШ г. Торопец

                                                                   Голубев В.А. МОУ ДОД ТР ДЮСШ г. Торопец

                                                                   Глазунова Е.Э. МОУ ДОД ТР ДЮСШ г. Торопец

                                                                   Перевалов И.А. МБОУ ДОД ДЮСШ г. Осташков

 

 

 

    Концепция духовно нравственного развития – это развитие гражданина России.

   Духовно нравственное воспитание – это часть воспитания и образования детей, его основа. Нравственная личность - это целостная личность: психически устойчивая, хорошо образованная, интеллектуально развитая, грамотно и целенаправленно сформированная, социально адаптированная.

Пути развития личности разные: через самообразование, образовательные учреждения, кружки, секции, досуговые центры. Огромную роль в становлении личности играет семья и общество, в котором эта личность развивается.

Средства разные: сборы, походы, торжественные мероприятия к памятным датам, встречи с ветеранами спорта и участниками военных действий, краеведение, поисковые отряды, экологические экспедиции.

   В городе Нелидово прошла встреча со знаменитой спортсменкой Еленой Замолодчиковой – олимпийской чемпионкой по гимнастике. Лена провела мастер-класс для учащихся ДЮСШ, конференцию для педагогов. Жителе города всесте с Еленой возложили цветы к мемориалу «Вечная память». Такие живые встречи на долго запоминаются.

   Духовно-нравственная личность - личность сильная духом. Как нельзя кстати, это сказано о спортсменах. Проблема толерантности. Почему в спорте не стоит вопрос о межнациональных конфликтах?

Дети приходят в спорт раньше, чем в школу-5­-6 лет, а иногда и в 3-4года. Они ещё далеки от понимания национальность и все окружающие для него друзья. Все занимаются одним делом, тренер одинаково внимателен ко всем, никто не обделён, не

обижен. Дети привыкают к именам, фамилиям и это не вызывает

ни смеха, ни шепота: Лена, Зухра, Рашид, Давид - они это слышат каждый день и это становится нормой. Я знаю пример, когда мальчик по имени Насрула отказался ходить в общеобразовательную школу, потому что там все смеялись, а спортзал он бежал с огромным удовольствием.

   Многие города Тверской области - города многонациональные.

Переезжая из республик Кавказа, Средней Азии, где борьба является национальным видом спорта, мальчишки приходят в спортивную школу. Кого только не увидишь на тренировках: русские, чеченцы, дагестанцы, татары. Конфликтов нет, потому что в спорте другие ценности! Уважают того, кто своим трудом и потом стал лидером. Авторитет для ребят тот человек, кто всего добился сам. Схватка в единоборстве не становится противоборством. Боброва Светлана Александровна, тренер по вольной борьбе из города Удомля, умеет воспитать у ребят чувство уважения к своему сопернику, какой бы национальности он не был.

Освещая этот аспект своей работы, Боброва С.А.  стала призёром на Всероссийском конкурсе молодых тренеров «Новое поколение».

   Первостепенной задачей педагогов-тренеров является воспитание человека духовно-нравственного, «победившего себя».Только такой человек может стать победителем в жизни и чемпионом в спорте.

   Педагогический коллектив в работе с детьми уделяет особое внимание воспитанию таких качеств как: доброта, отзывчивость, чуткость, доброе отношение к человеку, особенно к пожилым людям и инвалидам.

   Так как основной формой общения спортсмена являются тренировочные занятия, соревнования, учебно-тренировочные сборы, то тренер проводит с воспитанниками более 3 часов в день.

На учебно-тренировочных сборах и соревнованиях различного

уровня тренер и спортсмен находятся длительное время вместе. Многие дети, занятые спортивной деятельностью, находятся в контакте с тренером дольше, чем с учителями общеобразовательных школ и даже со своей семьёй, поэтому личность тренера, его человеческие качества, жизненная позиция и нравственность, оказывают, порой, самое большое влияние на формирование личности юного спортсмена. Большее время суток, которое проводит рядом тренер и воспитанник, разные жизненные ситуации, вместе переживаемые, а так же радости побед и огорчение поражений, связывают тренера и воспитанника на всю жизнь.

   В таких условиях для организации досуга юных спортсменов необходимо осуществлять мероприятия, направленные на развитие творческих и умственных способностей детей и  использовать другие средства воспитания, которые тесно вплетены в учебно-тренировочный процесс. Как писал известный русский религиозный филосов В.В.Зеньковский: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы, могли получить развитие.» Система духовно-нравственного воспитания спортсмена строится через приобщение его культурному наследию своего народа.

  Тренер в спорте непререкаемый авторитет. Тренеру доверяют и верят во всём. Всё, что говорит и делает тренер «прорастает» в детях добрыми всходами. И это хорошее они возьмут в свою взрослую жизнь.

    Привитое с детства чувство толерантности, мы можем наблюдать на соревнованиях взрослых спортсменов.

Олимпиада-2012г.

   Все видели кадры, как сборная России качала на руках победителей Таймазова Артура из республики Осетия -это было золото для России, Хугаев Алан - греко-римская борьба. Они все шли под флагом России и были едины.

   В Древней Греции, когда шли Олимпийские игры, в мире прекращались войны!

   В командных видах спорта присутствует дух товарищества, дух одной спортивной семьи. Ни сам за себя, а каждый - друг за друга. Задача тренера сплотить ребят в единый дружный коллектив, нацеленный на лучший результат.

   Опыт Голубева Виктора Алексеевича, тренера по шахматам из города Торопец показывает, что в период подготовки к ответственной командной встрече, участники команды делятся «тайными «дебютными заготовками. Хотя, в индивидуальных партиях, каждый участник готовит против соперника свои «секретные» разработки.

   В художественной гимнастике нет спаррингов, но есть хореография , где девочки знакомятся с национальными танцами народов мира. Все девчонки с удовольствием танцуют и лезгинку, и хала-на-гива. Момент обучения начинается со знакомства с национальными традициями и обычаями той или иной страны, особенностями костюма. Девочки приносят фотографии, вместе с родителями шьют костюмы. А каком национальном неуважении здесь можно говорить? В спорте стираются межнациональные границы.

Спортсмены живут одной семьёй, будь то, поездки на соревнования, проживание в одном номере гостиницы, в одной палатке во время похода. Замечаешь, что дети начинают учить слова неродного для себя языка.

  Тренеры в спортивных школах проводят много мероприятий, которые помогают сдружиться детям:  «арбузники», «веселые старты и другие праздники.

   Сейчас многие спортивные мероприятия освящаются священнослужителями. Православный священник проводит службу, присутствуют спортсмены-мусульмане, спортсмены-католики. Уважительное отношение к вере другого человека -это тоже воспитывается в спорте. Перед выходом на старт, один спортсмен осеняет себя крестом, а другой - возводит славу Аллаха – это рядом, на двух беговых дорожках.  Но, они не враги, а просто соперники.  Победителя будут чествовать, невзирая на его вероисповедание.

   В спорте часты смешанные браки и дети, вырастая в такой семье, знают национальные традиции и обычаи своих родителей. Любят их и принимают с детства.

Спорт стал очень молодым. Дети рано начинают выезжать за рубеж на соревнования и сборы. Это способствует сближению народов, пониманию друг друга. Появляются друзья, с которыми общаются и после соревнований. А для общения нужен язык – это стимул для изучения иностранных языков, происходит проникновение в другую культуру.

Но в первую очередь надо, чтобы дети знали свои русские корни и обычаи, свою веру. В сборных командах спортсмены перед ответственными соревнованиями ходят в храм и получают благословение, многие имеют своих духовных наставников. Молитва помогает укрепить свой дух и поверить в себя. Спортсмены становятся священнослужителями, но со спортом не расстаются. В городе Нелидово иерей Сергий (Сергей Акимов), мастер спорта по боксу, пришёл работать в спортивную школу. Думаем, это сотрудничество принесёт хорошие результаты. Дети священнослужителей занимаются в спортивных секциях и  ничто мирское им не чуждо.  При храмах существуют воскресные школы, которые посещают все желающие. Тверской клуб боевых искусств «Кондор»

 

занимается изучением и подготовкой по различным видам боевых искусств детей от 4 лет. У клуба «Кондор» есть свой подшефный православный храм, «Иоанна-Предтече». Ребята всместе с родителями, тренерами помогают храму, беседуют с батюшкой о древних войнах, культуре, быте, иконах храма – тем самым приобщаются к нашей истории.К праздникам проводятся службы. Перед началом нового учебного года благославенная на хорошую учёбу. Каждый год в образовательных учреждениях проходят тематические занятия, посвященные памятным датам. А первое сентября 2004 года в Беслане стало не праздником, а трагедией. Многие первоклассники так и не сели за парты – они стали жертвой теракта это чудовищное преступление против детей. Весь мир содрогнулся от этой трагедии. У горя нет национальности и нет границ. Об этом надо говорить чтобы помнить.

Многие спортивные соревнования тренеры приурочивают к знаменательным датам и именам: к Дню народного единства, к Дню Победы. В Пскове ежегодно проходит традиционный международный турнир, посвящённый Великой княгине Ольге. Участникам дарят буклеты с историей, проводят экскурсии в Кремль к памятнику. Можно заметить как меняются дети, входя в храм. Непоседливые, шумные – сразу становятся спокойными, внимательными, а ведь их не одёргивают, не успокаивают. А сколько впечатлений от поездки в Печорский монастырь и к святым источникам! Остаются фотографии на память, положительные эмоции помогают справиться с усталостью от многочасовых тренировок. А кому-то и  с горечью поражения.  Появляется желание придти на тренировку, много работать и вновь  поехать на соревнования, где ждёт много интересного.

Атеист может возразить – не все великие спортсмены верующие люди. На виду – нет, а в душе - да. Удалась попытка – вздыхает «Слава Богу». Тренер перед самым выходом напутствует своего ученика « Ну, давай, с Богом». Вера внутри. Помогает? Ну, и не вредит – это точно. Духовно нравственная личность это точно о спортсменах! Спортсмен – это знак качества.

Copyright MyCorp © 2025Конструктор сайтовuCoz